Когда большинство людей думают о туристических достопримечательностях Египта, они, вероятно, вспоминают о пирамидах Гизы, Сфинксе, Долине царей и Каирском музее. Однако для меня эти знаменитые памятники ушедшей цивилизации являются новыми. Я восполню пробелы в ваших знаниях, поэтому, если вам интересно, пожалуйста, присоединяйтесь ко мне.

Пещерный храм Абу-Симбел — один из самых известных памятников египетской культуры. Огромная 20-метровая статуя фараона Рамзеса II, обрамляющая вход в храм, является такой же иконой, как пирамиды и сфинксы. Хотя строительство пещерных храмов процветало во время правления Рамзеса II, Абу-Симбел стоит на голову и плечи выше других подобных сооружений. Абу-Симбел состоит из большого храма, посвященного Рамзесу II и трем божествам — Амону, Ра-Хорафту и Птаху, и меньшего храма богини Хатор, посвященного женой Рамзеса II, Нефертари Меренмут.

Сегодня Абу-Симбел, вероятно, является наиболее изученным из всех древнеегипетских памятников. На самом деле, в конце 1950-х годов, во время строительства Асуанской гидроэлектростанции, Абу-Симбел рассматривался как потенциальное место для будущего водохранилища. Были разработаны различные проекты по сохранению всемирно известного памятника, включая установку подводного стеклянного купола над храмом.

Однако это привело к сносу всех сооружений комплекса и их перемещению на более высокую землю. Эта беспрецедентная операция заняла четыре года, в ней приняли участие эксперты из 50 стран под эгидой ЮНЕСКО. Храм Абу-Симбел был затерян в песках пустыни до начала XIX века, когда 22 марта 1813 года швейцарский историк Иоганн Людвиг Буркхардт высадился на берег реки Нил и увидел храмовый комплекс. Историк записал в блокнот свои впечатления от увиденного. Он увидел статуи, высеченные в скалах. Но Рамзес увековечил не только себя, но и свою любимую жену Нефертари.

Лицо его жены изображено на статуе у входа в ее храм. Исследователи, внимательно изучавшие руины в ходе этой работы, были поражены обширными знаниями, которыми обладали древнеегипетские архитекторы. Эксперты ЮНЕСКО пришли к выводу, что линии на фасадах Большого и Малого храмов идут параллельно трещинам в скале, и что твердая порода естественным образом поддерживала колоссальные статуи. Слои песчаника практически неразрушимы, поскольку они скреплены оксидом железа. Кроме того, оксид железа обогащает цвет камня, придавая ему различные оттенки красного, розового и фиолетового.

Абу-Симбел был построен в конце периода Нового царства, когда уже начался упадок древнеегипетского искусства. В 1260 году до н.э. архитектор Затебайя начал проектирование в традициях обычных гробниц, но огромность храма создала свои трудности. Вход в Великий храм Абу-Симбел обращен на восток. Первые лучи солнечного света, освещающие фасад, попадают внутрь. Сначала человек попадает в первый зал с четырехгранными колоннами и фараоновой статуей бога Осириса, затем во второй зал, а потом в святилище. В конце зала стояли статуи богов и Рамзеса II.

Дважды в год статуи Рамзеса, Амона и Ра-Хорафте освещались утренним солнцем, но четвертая статуя бога Птаха никогда не освещалась. Будучи правителем подземного мира, Птах не мог пользоваться благами солнца и должен был вечно пребывать во тьме. Помимо обожествленного фараона, в этом великом храме поклонялись еще трем божествам, но весь проект строительства был направлен на то, чтобы во что бы то ни стало поклониться Рамзесу II.

Это особенно подчеркивается невообразимо большим фасадом, спроектированным так, чтобы напоминать традиционную железную башню, вырезанную в скалистом склоне холма, и входом в святилище, окруженным четырьмя гигантскими статуями Рамзеса II высотой около 20 метров. Сидящие фараоны выглядят как портреты. Как мастерам удалось сохранить портретное сходство на статуе такого масштаба, высеченной из цельного песчаника.

Это поразительно. Причем поражает не столько сходство или не сходство изображенного фараона с самим человеком, сколько мастерство, с которым фигуры были написаны в таком масштабе. Это возможно только потому, что художник овладел системой пропорций, определяющей размер фигуры и точные пропорции каждой части. Гигантская статуя Рамзеса была видна издалека всем, кто плыл по Нилу. А когда солнце выходило из-за горизонта, колоссальная статуя становилась темно-красной и ярко выделялась в глубоких черных тенях, отбрасываемых колоссальной статуей.

Статуя великого фараона, который правил, в храме Абу-Симбел. Как только вы открываете дверь в первой комнате храма, вас встречают восемь статуй фараона Рамзеса в костюме бога Осириса. Четыре стоят с каждой стороны.Стены и потолки внутри храма покрыты росписью и цветными рельефами, которые принадлежат к шедеврам позднего египетского искусства.

Рельефы в храме Абу-Симбел отличаются живым выражением движения и позы. Их авторами являются фиванские скульпторы Пий, Панефер и Хеви. На этом рельефе, изображающем жизнь и деяния Рамзеса II, фараон бросает пленных белокожих ливийцев и темнокожих нубийцев перед богами, которые безжалостно убивают их на его глазах. Рельефы, изображающие сцену битвы в Кадеше, впечатляют: фараон на своей колеснице резко натягивает лук и целится в испуганного врага, битва бушует на стенах вражеской крепости, павшие воины падают с валов, а пастухи спешат увести скот, опасаясь, что египтяне его загрызут.

Пастух, беспомощный, поднимает руки и пытается защититься от надвигающейся опасности. На ступеньку выше находится композиция «Фараон Рамзес перед богами». Совсем иначе, чем в «Битве при Кадеше», здесь все подчинено Вечному. Вся композиция пронизана ритуальной символикой, а фигуры явно победоносные и непоколебимые. Небольшой храм в Абу-Симбеле посвящен богине Хатхор. Он намного проще и скромнее большого храма и состоит из зала с колоннами и святилища, состоящего из трех ниш, высеченных в скале. Переднюю часть малого храма украшают шесть статуй в полный рост.

Между статуями Рамзеса II находится статуя его жены, Нефертари Меренмут. Скульптуры расположены в глубоких затененных нишах, и солнечный свет создает игру света и тени, что усиливает впечатление от этих монументальных статуй. На одной из колонн Малого храма высечены слова: «Сильный в истине, Рамзес, возлюбленный Аммона, создал это священное жилище для своей любимой жены Нефертари».

В святилище Малого храма, в центральной нише, находилась статуя священного быка, посвященная богине Хатхор. Фараон Рамзес II изображен перед ней как бы под покровительством богини. Спасенный от потопа усилиями человечества, храм Абу-Симбел сегодня является местом паломничества туристов со всего мира.

Сегодня это чудо древнеегипетского искусства также является памятником огромным усилиям людей из более чем 50 стран, которые объединились, чтобы спасти Абу-Симбел. Как сказал по этому поводу президент Египта Анвар Садат: «Люди могут творить чудеса, если они объединятся по доброй воле». Фасад храма высечен в скале и составляет 31 метр в высоту и 38 метров в ширину. Четыре статуи фараонов, сидящих на тронах, образуют колонны фасада.

Высота тела составляет около 20 метров, а голова достигает 4 метров. Верхняя часть фасада украшена скульптурами в виде бабуинов. Всего 22 обезьяны, каждая высотой около 2,5 метров. Войдя в храм, посетители обнаруживают перед собой тускло освещенный зал. Размеры зала составляют 18 метров и 16,7 метра с каждой стороны. В центре зала находятся десять колонн с изображением бога Осириса, лицо которого представляет фараон Рамзес II.

Хотя почти круглый год храм находится в полумраке, два раза в год (22 февраля и 22 октября, день рождения фараона и день коронации), на рассвете, солнечный свет пробивается сквозь темноту храма и освещает статую Рамзеса II. Солнечные лучи освещают лицо фараона всего на несколько минут, но, по словам многочисленных туристов, которые в последнее время стекаются в Абу-Симбел, на каменном лице фараона появляется улыбка.

Этот оптический эффект объясняется поразительно точными расчетами древнеегипетских астрологов и жрецов, которые проектировали и строили храмы 33 века назад. всего на несколько минут, два дня в году. Храмовый комплекс Абу-Симбел не такой древний, как египетские пирамиды, но он по-прежнему интересен для туристов. Например, в течение двух вышеупомянутых дней перед входом в храм может выстроиться очередь до 5 000 человек.

Храм Абу-Симбел простоял на песке более 3 000 лет, но был поврежден наводнением в 1960-х годах, а после революции 1952 года на реке Нил возле Асуана была спроектирована вторая плотина. Храмы на берегах Нила оказались под угрозой затопления. Поскольку строения из песчаника могли быть разрушены, в 1959 году была начата кампания по их сохранению. При международной поддержке руины были перемещены и сохранены.

Чтобы избежать затопления культурного наследия, Абу-Симбел должен был быть частично разобран и вновь собран на новом месте. Для этого храм был разрезан на 1 036 блоков весом от 5 до 20 тонн. Все они были пронумерованы и перенесены на новое место.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *