Этот предмет поистине уникален тем, что он является священным для трех религий: Христианство, Ислам и Иудаизм.
В Ветхом Завете подробно описано, как выглядел Ковчег Завета, кто его сделал, где он хранился и когда исчез. Существует несколько гипотез о том, когда и куда исчез Ковчег и где он находится сейчас.
В Ветхом Завете предполагалось, что в ковчеге хранились каменные скрижали (скрижали завета), на которых Господь начертал десять заповедей, и Господь рассказал Моисею о ковчеге. Хотя часто о нем думают как о сундуке, на самом деле Ветхий Завет описывает его как сундук определенного размера с колесом, чтобы держать жезл и носить его на шесте.
Он был сделан из золота и дерева ситтим и имел уникальные особенности. Хотя он был тяжелым, его вес можно было менять, так что если кто-то с плохими намерениями пытался нести его, он был очень тяжелым, а если кто-то с хорошими намерениями пытался нести его, он был невесомым, как будто он улетал сам по себе. Также, если к святыне не относиться бережно, наступит смерть.
С научной точки зрения, ковчег был передаточным устройством, с помощью которого Моисей мог говорить с Богом. Но куда исчез Ковчег Завета. Есть много загадок, я просто перестал их упоминать, вот и все. Существует множество гипотез и предположений, но давайте рассмотрим одну правдоподобную. Мы отталкиваемся от момента, когда Ковчег перестал упоминаться, но этот промежуток времени очень большой, около 100-150 лет.
Первая гипотеза гласит, что Ковчег хранился в Первом храме в Иерусалиме, но был спрятан после взятия Иерусалима вавилонским царем в 586 году до нашей эры. Вторая гипотеза гласит, что святыня никогда не покидала город и была спрятана под полом Храма Соломона. Сегодня на его месте стоит «Купол Скалы» мечети, а часть его свода представляет собой скалу, на которой, по преданию, началось сотворение мира и на которой мир продолжается по сей день.
Эта гипотеза достаточно интересна тем, что в подвале Иерусалима есть ниши, которые издавна использовались для хранения воды, и, возможно, в одной из них спрятан Ковчег Завета. Причина в том, что городские власти не дают разрешения на самостоятельные раскопки. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на камень, стоящий возле Храма.
Во время крестовых походов рыцари-тамплиеры пытались найти в этом туннеле Ковчег Завета, но нашли они его или нет, остается загадкой, одной из многих тайн печально известных рыцарей-тамплиеров. Со стороны старого города сохранился вход в каменоломню царя Соломона, ведущий на многие мили вглубь Храмового холма к мечети Купол Скалы. Возможно, что много веков назад этот проход был использован для того, чтобы спасти Ковчег Завета от похищения вавилонянами.
По следующей версии, Ковчег следует искать не в Иерусалиме, а на горе Нево в Иордане, или, другими словами, на горе Моисея. Пророка Иеремию Господь попросил спрятать святыню на горе. Иеремии было велено нести ковчег за ним. Придя на гору, он спрятал ковчег. Народ хотел помнить о его местонахождении, но не мог его увидеть.
Сегодня на горе Нево находится мемориальная церковь Моисея, построенная францисканцами в 16 веке. Иеремия принес в пещеру ковчег завета, скинию завета и кадильницу. Скиния представляла собой огромный шатер, который очень трудно было нести в одиночку. Этот факт делает подлинность источника сомнительной, к тому же в нем много неточностей: в 30-е годы францисканские монахи проводили раскопки на горе Нево, и, согласно их отчетам, ничего существенного найдено не было.
Но учитывая, что все католические ордена — довольно закрытые сообщества, и не вся информация попадает в открытый доступ, возможно, они что-то нашли. Это неясно. Мы можем со стопроцентной уверенностью сказать, например, что в хранилище Ватикана есть много предметов и книг, которые сейчас считаются утраченными.
Другая возможная теория.
В 586 году до н.э., после восстания евреев, вавилонский царь Новохудносор ворвался в Иерусалим и разрушил Храм Соломона. После этого ковчег исчез, вероятно, его забрал Навуходоносор. После этого святилище нигде не упоминается. Однако теория о том, что Ковчег Завета попал в руки вавилонян, также не выдерживает критики. Нет ни одного упоминания о нем.
И последняя версия — «эфиопский след» Ковчега Завета.
Некоторые считают, что ковчег был вывезен в другую страну еще до взятия Иерусалима. Возможно, так оно и есть. Потому что один из царей Эфиопии, Менелик (Минерик), сын царя Соломона и царицы Савской, привез ковчег в Эфиопию, где он и по сей день хранится в храме Пресвятой Богородицы в Сионе.Сегодня Ковчег Завета выносится на открытый воздух один раз в год, а в остальное время он хранится в храме, доступный только одному человеку — хранителю ковчега.
Так, согласно книге ученого Хэнкока, который рассказывает эту историю, каждый год, когда великая завуалированная святыня выносится перед народом, хранитель все еще остается внутри часовни. Это говорит о том, что факсимиле ковчега было вынесено наружу, однако эта версия все равно звучит правдоподобно и реалистично. Но так ли это на самом деле.